КНИГА

КНИГА
КНИГА является постоянным объектом работы органа зрения у грамотного населения страны; качества ее, как показывают научные исследования и наблюдения, влияют на состояние зрения всего населения, в особенности тех его групп, для к-рых книга является объектом проф. деятельности. Для последних групп особое значение приобретает также формат К., в значительной мере определяющий рабочее положение лица, работающего с К. Кроме того К. как предмет массового обихода должна удовлетворять известным требованиям в смысле уменьшения возможности передачи через нее инфекции .—С точки зрения гигиены заслуживают наибольшего внимания следующие виды печатных произведений: 1) К. учебные, или, как их часто называют, рабочие; 2) К. для чтения (литературные произведения, художественные печатные издания, детская литература, журналы); 3) справочные издания (справочники, словари, каталоги); 4) мае- I совая брошюра (обществ.-политич., научно-популярная и пр.). Все перечисленные типы и виды К. предъявляют различные требования для работы глаз: рабочие книги требуют длительного напряжения, справочные—короткого напряжения', книги для чтения и массовая брошюра—ненапряженной, свободно регулируемой работы зрения. В смысле гигиены и рационализации труда К. должна обладать свойствами, представляющими наилучшие условия для работы зрения, при к-рых работа наименее утомительна и наиболее производительна, т. к. в одну и ту же единицу времени можно проработать большее число страниц хорошо напечатанной К., чем книги плохо напечатанной.—'Утомление зрения ослабляет восприятие знаков, т. е. замедляет чтение, вызывает мелькание в глазах, головную боль, неприятное самочувствие. Обследование зрения у учащихся неоднократно указывало весьма значительное развитие близорукости,. возрастающее с возрастом (продолжительность обучения). Конечно на развитие близорукости учащихся, помимо наследственности, кроме напряженного чтения влияли и другие факторы внешней обстановки и трудового режима, как напр. плохое освещение и т. д.; но несомненно при всех этих обстоятельствах плохо изданная школьная К. играла основную роль.—Гиг. требования к учебным книгам были экспериментально разработаны нем. учеными Коном (Cohn), Вебером (Weber) и др. В законодательном порядке нормы были впервые опубликованы в России при ближайшем участии Хлопина (1905) («Нормы для сан. контроля за учебниками и учебными пособиями»), а в последнее время в Америке и в СССР—комиссией Московского отдела народного образования и Ин-том методов школьной работы (1928). Экспериментальными работами и наблюдениями разных авторов установлено, что для легкого восприятия и меньшего утомления органа зрения буквенные знаки должны иметь определенную величину. Элементами для установления этой величины являются составные части буквы—ее штрихи, к-рые должны иметь определенные размеры в длину (высоту), ширину (толщину) и должны быть расположены на определенном расстоянии друг от друга. Читаемая страница находится нормально на расстоянии около 36 см от глаз. Буквы воспринимаются гл. образом по начертанию основных штрихов, в первую очередь вертикальных. Чем мельче штрихи, чем ближе один к другому расположены они, тем больше напряжения требуется от глаз при чтении (утолщение хрусталика, приближение глаз к книге, а следовательно наклон головы и пр.). Большинство исследователей (и опубликованные нормы) принимают следующие размеры шрифта рабочей К. 2-го и следующих годов обучения: высота основных штрихов—1,5— 1,75—2,0 мм., толщина—0,25 мм, расстояние между ними—0,5 мм; толщина связующих (вспомогательных) штрихов—0,1 мм. Этим нормам удовлетворяют шрифты «латинский» и «обыкновенный—гарнитура 6» (по общесоюзному стандарту—шрифты № 8 I и № 2) размером от 10 до 16 типографских пунктов (крупный корпус, цицеро и терция). Для К. особого назначения нормы изменяются: напр. для азбук и книг первоначального чтения они увеличиваются (высота шрифта—до 3—4 мм, т. е. в типографских мерах—кегль 16—28, по стандарту шрифтов -№ 3, «учебный»); для К. справочных—уменьшаются (высота может быть меньше 1,5 мм, но более 1 мм). Помимо размеров основным гиг. требованием к шрифту является его четкость, разборчивость для глаза, т. е. -простота начертания. Шрифт должен быть прост, без вычурности, добавочных штрихов и «украшающих» элементов, т. к. каждая лишняя черточка затрудняет работу зрения. С этой точки зрения наиболее удовлетворительны шрифты «обыкновенного» и «латинского» рисунка (станд. №№ 2, 3 и 8). По тем же соображениям в учебниках для ■первых лет обучения не рекомендуется применение курсива (который следует заменять набором в разрядку). Нормальная буква однако еще не определяет условий работы зрения в целом; последние даются гиг. компановкой всей страницы. Длинная строка требует постоянного движения головы и глазного яблока и излишнего напряжения внимания при переходе от одной строки к другой; скученность букв также затрудняет чтение. Поэтому к набору К. предъявляются следующие гиг. требования. Длина строки определяется от 81,2— 100 мм (4х/2—57г типографских квадратов) для младшего возраста и до 108 мм и более (6—6V2 квадратов) — для старшего; расстояние между строками (интерлиньяж)—3 мм (что означает необходимость применения при наборе корпусом 3-пунктовых шпон, а при «цицеро—2-пунктовых); наименьшее расстояние между отдельными словами (аппрош)— не менее 2 мм (5—6 типографских пунктов); ^наконец расстояние между отдельными буквами—не менее 0,5 мм. В сумме эти требования определяют плотность шрифта (т. е. число букв на 1 см2), к-рая не должна превышать 14 букв. К этому надо прибавить, что большую гиг. роль играют «поля» книги: узкие поля способствуют утомлению, более широкие—-облегчают чтение. Указанные нормы длины строки определяют и наиболее желательный с гиг. точки зрения формат книги, что было учтено при введении общесоюзных стандартов форматов бумаги. В системе этих стандартов для учебной книги предусмотрены форматы А5 (148 х 210 мм) и Бв (125 х 176 мм), при к-рых и соблюдается желательная длина стр®ки. Формат книги часто помимо зрения влияет и на самое положение (позу) лица, работающего над К., особенно когда читатель должен делать выписки из нее: большой формат обычно вынуждает его занимать неудобную позу (прислоняться грудью к столу и т. д.). Отсюда также вытекает необходимость возможного ограничения форматов рабочих книг.—При всех этих условиях необходимо также соблюдать четкость самой печати, интенсивность и равномерность окраски всех букв и штрихов; буквы не должны расплываться и пестрить, интенсивность окраски букв на каждой странице и средняя на разных страницах данной книги должна быть одина- ковой. Применение цветных типограф, красок, особенно—красноватой, для печатания текста недопустимо. Не меньшее значение, чем шрифт, имеет и качество бумаги, на к-рой печатается К., так как даже при соблюдении всех указанных выше условий К. может оказаться неудовлетворительной, если окажется неудовлетворительной бумага; последняя должна иметь ровную, гладкую, без глянца, чистую поверхность белого или слабожелтоватого цвета и не должна просвечивать (подробнее—см. Бумага). Методика гиг. контроля за К. несложна: штрихи букв измеряются лупой с миллиметровой линейкой (с делениями в 0,5 или 0,25 мм, а лучше в 0,1 мм), а плотность шрифта—счетом букв в квадратное отверстие, вырезанное в кусочке тонкого картона (1 см2); длина строки измеряется миллиметровой линейкой. Для измерения элементов буквы данного шрифта предпочтительно брать букву «н».— Русские учебные и рабочие К., начиная с девяностых годов 19 в. и до наст, времени, подвергались многочисленным и подробным исследованиям в гиг. отношении (всего исследовано более 1.000 К.). Эти исследования показали, что большинство изданий неудовлетворительно в том или ином отношении. Так, исследование Никитиным 348 книг (1907) показало следующие проценты неудовлетворительных К.: по качеству бумаги — около 80%, по длине строки—57%, по интерлиньяжу—-76,5%, по аппрошу—5%,по плотности шрифта—15,4%; высота шрифта—-редко ниже нормы; расстояние между основными штрихами— ниже нормы в 5%, неудовлетворительная толщина штрихов отмечена в 14% книг. Следовательно главные недочеты были со стороны бумаги и набора. Результаты исследования К. новейшего издания таковы: Калашников, исследовавший 230 К. в 1928 г., Кизеветтер, исследовавшая 125 К. (I и II ступени) в 1929 г., отметили следующие недостатки: плохое качество бумаги— 100% и 89%; неудовлетворительный интерлиньяж—79% и 70%; большая длина строки—63% и 68%; неудовлетворительная высота шрифта—-21% и 24% (для старшего возраста) и 75% (для младшего возраста); недостаточная толщина основных штрихов—13% и 23,5%; неудовлетворительное расстояние между буквами—2%;плотностьшрифта—8 %; бледность печати—45%. Следовательно и новейшие исследования подтверждают необходимость гиг. контроля за изданием учебных, или рабочих К. Строгое проведение гиг. требований, предъявляемых к К.,особенно—■ учебной, обычно встречает ряд экономических затруднений, так как применение более крупных шрифтов, больших полей и меньшего формата, увеличивая объем книги, повышает ее себестоимость и продажную цену. Поэтому устанавливаемые в обязательном порядке нормы предусматривают нек-рые отклонения от гиг. требований, что и отразилось в частности в «Положении о внешнем оформлении учебной книги», утвержденном Гос. ученым советом в 1928 г.—Имеются наблюдения, что книги, находившиеся в пользовании инфекционных больных, могут представлять опасность в смысле передачи т л

.4—вертикальный разрез литеры; В—перспективный вид ее:

н н н н Различное отношение толщины основных и вспомогательных штрихов: 1—в «обыкновенном» шрифте 2-е «английском» жирном г—в «латинском» светлом 4—в «коринне» пиши Влияние подпирающих штрихов на четкость шрифта: .?—в «обыкновенном» 2—в «латинском» 1— ножка литеры; 2—заплечики; 3—очко литеры (буква); 4 — сигнатура (рубчик); ab—кегль (6 п.). Нонпарель |6п. Петит ■ 8 п. Корпус ■ 10 п. Цицеро ■ 12 п. Терция Щ 16 п. Текст ■ 20 п. Наиболее употребительные размеры книжных шрифтов; цифры указывают величину кегля в типографских пунктах. Латинский светлый; полужирный Латинский курсив светлый; полужирный Обыкновенный шрифт Обыкновенный курсив Альдине (полуанглийский) Академический светлый; полужирный Елизаветинский прямой; курсив. ПалЬмира прямой; курсив Древний прямей; курсив Названия наиболее употребительных книжных (текстовых) шрифтов (образцы даны корпусом, т. е. на 10 пунктов). 1 л1 1 . квадрат 1 1 1 1 1 1 ! : 1 1 1 1 1 1 1 ! 1 » ~Т 1 1 1!1!|Ш||1!11|П ? ем | 1 3 1 5 1 6 ) 10 i 1 типографский квадрат=48 типографским пунктам, или 4 цицеро, или 8 нонпар.; 1 типографский пункт=0,37 5 мм; 1 квадрат=около 18 мм. Для сравнения внизу показана сантиметровая линейка. Слезла Груня с лавки, взяла тряпочку yi стерла со стола. Достала с полки ложки, большую миску, солонку с солью, положила коровай хлеба, нож и вокруг стола разостлала чистое белое полотенце. Образец набора учебника для 2-го года обучения. Длина строки 100 мм (b1/,. квадратов); высота основных штрихов — 2,7 мм; толщина основных штрихов — 0,5 лш; вспомогательных — 0,2 мм; интерлиньяж (расстояние между строками) — 3,2 мм. Набрано кеглем 16 (терция), латинским шрифтом без шпон. (К ст. Книга.) I — инфекции. Экспериментальные исследования также показали, что при благоприятных условиях на бумаге могут сохраняться значительное время некоторые болезнетворные бактерии. Поэтому в подобных случаях следует производить дезинфекцию К., а главное—соблюдать гиг. правила как при хранении К., так и при пользовании ими (не смачивать пальцы слюной при переворачивании страницы и пр.). Лит.: Внешнее оформление учебной книги, Положение, утвержденное Гос. ученым советом, М.—Л., 1928; Внешнее оформление учебной книги, под ред. И. Диамидова и Я. Шапиро, М., 1928; Душкевич-ВолынскаяЕ., Бактериологическое исследование книг читального зала Росс, публичной библиотеки, Гиг. и эпид., 1926, № 2 (лит.); Манойлов И., Исследование заражения учебников бактериями, Вестн. общ. гиг., т. XLVII, 1911; Никитин А., Исследование учебных книг в гигиеническом отношении и его методика, СПБ, 1907 (лит.); Попович О., Опыт гигиенического обследования учебников (На путях к новому человеку, сборник, Киев, 1926); Харитонов Ф., К вопросу об обеззараживании книг,С.-Петербург, 1911; Шапиро Я. и Фрейд-гейм И., Учебная книга школы I ступени в гигиеническом отношении, Московский медицинский журнал, 1926, № 8; Bacteria on paper money and books, Journ. of American med. association, v. LXVII, p. 1760, 1916.                     А. Никитин, М. Каушанский.

Большая медицинская энциклопедия. 1970.

Синонимы:
, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,


Смотреть что такое "КНИГА" в других словарях:

  • Книга - получить на Академике действующий промокод МИФ издательство или выгодно книга купить со скидкой на распродаже в МИФ издательство

  • книга — книга: Книжное издание объемом свыше 48 страниц. Источник: ГОСТ 7.60 2003: Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Книга — с точки зрения технически производственной совокупность рукописных или печатных листов, объединенных одной обложкой или переплетом. Обычно термин прилагается только к К., исполненным печатным способом. Развитие К. как целостного организма… …   Литературная энциклопедия

  • КНИГА — КНИГА, книги, жен. 1. Печатное произведение (в старое время также рукопись) в форме сброшюрованных или переплетенных вместе листов с каким н. текстом, иногда и рисунками. Читать книгу. Перелистывать книгу. Книга большого формата. Книга в… …   Толковый словарь Ушакова

  • Книга — Искусство * Автор * Библиотека * Газета * Живопись * Книга * Литература * Мода * Музыка * Поэзия * Проза * Публика * Танец * Театр * Фантазия Книга Лучшие книги те, о которых читатели думают, что они могли бы написать их …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • КНИГА — КНИГА, книжка жен. сшитые в один переплет листы бумаги, или пергамента: | писание, все что в книге содержится; | раздел, отдел в обширном письменном сочинении. Со времени изобретенья печатанья, свитки заменились книгами. Он пишет книгу о том то.… …   Толковый словарь Даля

  • книга — Сочинение, диссертация, исследование, сборник, труд. (Учебник, атлас, словарь, журнал, кодекс, компиляция, увраж, фолиант; альбом, альманах, букварь, календарь, новелла, мемуары, записки, воспоминания, дневник, памфлет, повесть, поэма, рассказ,… …   Словарь синонимов

  • КНИГА — КНИГА, и, жен. 1. Произведение печати (в старину также рукописное) в виде переплетённых листов с каким н. текстом. Интересная к. Писатель выпустил в свет новую книгу. К. стихов. Сидеть за книгой (читать), над книгами (много читать). Сесть за… …   Толковый словарь Ожегова

  • КНИГА — КНИГА, непериодическое издание в виде сброшюрованных листов печатного материала (объем более 48 страниц); произведение художественной, научной, общественной литературы, средство массовой, научной и технической информации. Одна из древнейших форм… …   Современная энциклопедия

  • Книга — (иноск.) средство къ просвѣщенію ученость. Книжный человѣкъ начитанный, образованный. Ср. «Онъ говоритъ какъ книга». Ср. Чтеніевъ для насъ не полагается. Главная причина... коли ежели безъ пользы читать, такъ отъ чтеніевъ даже для разсудка не… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • книга — КНИГА, и, КНИЖКА, и, ж. 1. Тысяча рублей (о взятке) книга в хорошем переплете взятка с приглашением в ресторан. 2. Бутылка самогона. См. также читать …   Словарь русского арго

Книги

Другие книги по запросу «КНИГА» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»